Структура эйдос-конспекта
Эйдос-конспект состоит из 2 частей:
-
темы, цитатного материала, "рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), - на лицевой стороне
-
комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной.
Тема «Образ Лошади – «безответной жертвы народа» в произведениях писателей Х1Х века: Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина»
1 На лицевой стороне нарисована измученная, умирающая лошадь, по краям - цитатный материал, подтверждающий сходство трактовки образа писателями.
Под жестокой рукой человека Чуть жива, безобразно тоща, Надрывается лошадь-калека, Непосильную ношу влача. Вот она зашаталась и стала. "Ну!”- погонщик полено схватил /Показалось кнута ему мало/- И уж бил её, бил её, бил! Ноги как-то расставив широко, Вся дымясь, оседая назад, Лошадь только вздыхала глубоко И глядела.../ так люди глядят, Покоряясь неправым нападкам/ • Некрасов Н.А.
Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпученными ребрами и обожженными плечами...” ”Дремлет ли Коняга, или помирает - нельзя угадать. Он и пожаловаться не может, что всё нутро у него от зноя да от кровавой натуги сожгло”. • Салтыков-Щедрин М.Е.
"...в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые - он часто это видел - надрываются ... с высоким каким-нибудь возом дров или сена”; "Удар рухнул; кобылёнка зашаталась, осела, хотела было дёрнуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом... Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.”(Сон Раскольникова перекликается с последними словами Катерины Ивановны: "Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!”) • Достоевский Ф.М.
2 Образец комментария эйдос-конспекта, проводящего литературные параллели.
Сравнивая цитаты из произведений наших классиков, живущих в одну эпоху («О погоде» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Коняга» М.Е.Салтыкова-Щедрина), видим общее в изображении жизни народа, понимаем, что образ измученной, избиваемой Лошади, как никакой другой образ, передает тяжелый каждодневный труд («надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача» – Н.; «часто ... надрываются ... с высоким каким-нибудь возом», «надорвала-а-сь!»- Д.; « всё нутро ... от кровавой натуги сожгло»- С.), нищенское существование («безобразно тоща»- Н.; «маленькая, тощая ... клячонка»- Д.; « обыкновенный мужичий живот, ... узкогрудый, с выпученными ребрами и обожженными плечами»- С.), беззащитность народа («только вздыхала глубоко и глядела»- Н.; «падает на землю, ... тяжело вздыхает и умирает»- Д.; «и пожаловаться не может»- С.).
На сходство судьбы животного и бедного человека указывают и такие цитаты: "лошадь... глядела" - «так люди глядят, покоряясь неправым нападкам»- Н.; слова умирающей Катерины Ивановны: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!»- Д.; «Коняга - обыкновенный мужичий живот»- С.)
|