Графические (приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образы) .
Тема «Нравственные поиски Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» ЭК может быть построен как схема со взлётами и падениями.
«Заколдованный круг» балов и сплетен, из которого пытается вырваться князь Андрей в начале романа – условное начало пути.
Образы Бонапарта, Тулона, Знамени-подвига как мечта, заставляющая его покинуть семью и идти на войну, на смерть, - взлёт(!) и
падение - «маленький, ничтожный Наполеон». Но
(антитеза, подчёркнутая Толстым при ранении Андрея) вверху – «высокое вечное Небо», дающее новые ценности, желание тишины, семейного счастья - это тоже душевный подъём.
Выражение лица умершей жены «что вы со мной сделали?» как вина.
«Маленькое беспомощное существо» сына, пробуждающее в герое любовь и страх за него - и
в то же время полное отрешение от людей.
«Проблески» Неба при разговоре с Пьером как возможность другой жизни -
образ корявого Дуба, так созвучного одиночеству души.
«Полёт» Наташи, рождающий надежду в душе Андрея, видящего «преображенный» Дуб (антитеза к прежнему дубу) - снова взлёт(!), поэтому видится в Сперанском «идеал... разумного и добродетельного человека».
Антитезы в романе: «радостный блеск глаз и улыбки» Наташи –
«фальшивый, сценический» смех и «зеркальные» глаза Сперанского - выбор князем Андреем истинного, живого («счастье ... Свет»).
Измена Наташи - это снова разочарование (схема идёт вниз), и героя окружает «низкий», «давивший» свод Неба (антитеза к «высокому» Небу).
Но «дорога чести» не даёт Андрею пасть; хотя «волшебный Фонарь» жизни поблек: «слава, общественное благо, любовь к женщине, отечество», герой понимает, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни»; Андрей хочет жить: «я не хочу умереть, я люблю жизнь...» С тяжёлым ранением открывается и «божеская любовь» (прощение Курагина, Наташи), и тайна смерти («Смерть – пробуждение»)…
Данная схема помогает проследить «диалектику характера» героя, а также наглядно показывает один из любимых приёмов писателя - антитезу, заключённую в самом названии произведения "Война и мир”.